Главная » О музее » Историческая справка » Домовой, водяной, леший и другие персонажи.

Домовой, водяной, леший и другие персонажи.

  Дата: 18-02-2022, 12:40   

2022 год  - Год  народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Домовой, водяной, леший и другие персонажи.
 Народные праздники и традиции сопровождались хороводами, народными играми, в которых часто используются заклички, считалки, приговорки.
Быт народа, народно-прикладное творчество, народные игры, фольклорные праздники, традиции, сказки, былички – это всё и есть нематериальная духовная культура, которую необходимо сохранить и передать подрастающему поколению. Поэтому мы будем говорить о мифологических, сказочных персонажах.
Наши предки славяне верили в лесных духов, духов земли, воды, т.е. наделяли природу «душой» и  берегли её.
Зима – это короткий день и длиннее тёмное время суток, вот в такое время и «оживали» сказочные мифологические персонажи.
  Общее название таких святочных персонажей вятского края – черти, лешие, бесы, чуды, шуликуны (шуликины), каляны, шиши, кулишуны, вакули. Внешние описания святочных персонажей у коми-пермяков: чуды и шуликуны – существа небольшого роста, каляны – могут быть разного роста. 
Чаще описывают, что эти существа имеют человекообразный вид с неожиданно животными чертами – волосатые, рогатые, с горбом, со свиными копытами, могут показаться в виде огромной собаки, быть похожими на большую черную кошку, иметь неопределенный облик. 
Существовал обычай принимать на Святки любого пришедшего в дом как особу священную, и одаривать его обрядовой пищей, предназначенной для духов. Приход персонажей загробного мира  инсценировали и святочные ряженые, среди которых наиболее популярными были фигуры страшилищ, оборотней, «старики», «дед и баба», животные и черти.
Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров.
Самый известный сказочный персонаж, это Баба Яга, про неё написано немало сказок, снято множество фильмов и мультипликаций.
Легенда гласит: у наших древних славянских предков-язычников существовало божество - Баба Йога - покровительница Рода, олицетворение родовой мудрости. Она собирала по городам и весям детей-сирот и доставляла в свой Скит для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов.  Она была обыкновенной женщиной, которая жила в лесу, поближе к природе, чтобы собирать травы. Она была целительницей, знахаркой, ведуньей,  варила снадобья из трав, настои чтобы лечить людей.

Леший, Вӧрись (Лесной) на  коми-пермяцком языке. Часть названий отражает привязанность духа к лесу – вӧрись (лесной), вӧрдядь (лесной дядя), лесной царь.
Чаще всего предстает в образе обычного человека. Он живёт в лесу, одет в  меховую шкуру, которую носит круглый год. На ногах носит лапти, кирзовые или лаковые сапоги, может оказаться босоногим. В цветовой характеристике одежды, волос и общего образа лесного духа преобладает белый или серый цвет. Ростом изменчив: то ниже травы, то выше деревьев. Жизнерадостен, большой хохотун. Может превращаться в сухое дерево или куст.
Любит сбивать людей с их пути. Если человек заблудится в лесу, то нужно попросить лешего показать дорогу.  Перед тем как войти в лес для сбора ягод, грибов наши предки просили разрешения духа леса. 
Как же в быличках, сказках вятского народа без водяного.
Водяной –  Ваись на коми-пермяцком языке, Вумурт – на удмуртском языке.  
Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном. Часто водяной представляется получеловеком, полурыбой, вместо ног он имеет рыбий хвост. 
Русалкой называют водяных духов женского рола с длинными волосами.  
Слово кикимора имеет славянские корни. Обитать может в избе, заброшенной постройке, в глубокой пещере, в лесу, на болоте. Кикимора обычно невидима для человека. У коми-пермяков шиши (шишига), она может принять вид волосатого существа.  Часто непричёсанной, неумытой девочке говорили: «Ходишь, как шишига».
В ночное время она издает различные звуки: плачет, разговаривает, разбрасывает вещи, выдаивает молоко у коров.
В рамках проекта «Сказочная карта России» родиной кикиморы в 2011 году объявлен город Киров (Вятка), так как в нём есть Кикиморская гора. Всемирные сказочные игры стали проводится ежегодно с 2012 года.
В отличие от большинства других персонажей проекта, здесь речь идёт о «брендировании отрицательного в основе своей персонажа, и потому требующего разъяснений и „литературной легенды“, то есть написания „новой сказки“». 
На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живёт этот дух – домовой.  Считалось, что домовой похож обличьем на хозяина дома, только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в штаны, рубаху, лапти. Каждый хозяин зовёт своего домового по- разному: у русских –  хозяин, домовик, дух-хранитель...
А у белорусов : хатник, господарик.  На Украине – хатнiй дiдко ( домовой дед)
У поляков - хованец (т.е. тот, кто прячется)   У удмуртов – Коркакузё (корка-дом, жилище) или Коркамурт (мурт – человек),   У коми-пермяков – суседко.
 Занятиями домового, суседко, коркамурта называют приготовление хлеба, просеивание муки, забота о домашних животных, охрана дома, плетение кос животным и человеку.
Также домовые делятся по месту проживания: банники, овинники, хлевники, подпечник и т.д.  В обычное время он невидим для человека. По поверьям, домового видят кошки и маленькие дети. Чаще всего домовой дает о себе знать во время зимних святок, особенно во время гаданий, в сезон просушки и обмолота зерна. 
В древности считали, что домовые — это наши далёкие предки, а потому они желают нам добра. 
А ещё есть день рождения Домового - 10 февраля. День домового — это старинный обычай, обряд, люди «задабривали» хозяина своего дома, оставляя на столе для него лакомства и напитки, или кладёт монетку. 
Переезжая в другой дом, хозяева зовут «своего» домового с собой, ведь он дом бережёт, и мир в нём.  Домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй, найди. Приходится просить его: “Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграл, отдай вещь обратно”. Ленивых злых людей Домовой наказывает: стучит, всё переворачивает, кошку гоняет, может даже огонь зажечь, т.е. превращается во вредного барабашку. Так что старайтесь не сердить Домового.
Расскажите своим детям в присказках и сказках,
 шутках-прибаутках, небылицах и закличках.
Пойте песни да водите  хороводы –
всё это творчество – мудрость народная!
 
Материал подготовлен  Унинским историко-краеведческим музеем, 2022 год

Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса