Главная » О музее » Историческая справка » 24 мая - День славянской письменности и культуры. Русский народный костюм.

24 мая - День славянской письменности и культуры. Русский народный костюм.

  Дата: 24-05-2022, 09:26   

24 мая все славянские страны отмечают День славянской письменности и культуры. Праздник посвящен знаменательному событию. В этот день вспоминают святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянского алфавита и старославянской письменности.
 
ИСТОРИЯ
Кирилл и Мефодий были братьями и жили в Греции в девятом веке. Они приняли православие и оказали огромное влияние на развитие письменности. Так, именно они стали прародителями алфавита, который в итоге был назван "кириллицей". Такое название он получил в честь Кирилла – одного из братьев. Также Кирилл и Мефодий создали ряд текстов, в которых рассказывалось о христианстве. Вклад святых оказало большое влияние на развитие культуры многих стран.
День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечают с XIX века, начало этой традиции было положено в Болгарии. Идею празднования подхватили Россия, Белоруссия, Молдова и другие государства.
В нашей стране статус государственного праздника День славянской письменности и культуры получил в 1991 году. В православной церкви 24 мая отмечают День святых Кирилла и Мефодия.
24 мая повсюду проходят научные форумы, фестивали, флешмобы, концерты. Празднику посвящают книжные выставки и ярмарки книг, встречи с писателями, книгоиздателями, учеными.

А мы предлагаем Вашему вниманию Русский народный костюм.
В чём же раньше ходили?
Что наши предки носили?
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Время шло. Менялась мода.
В жизни русского народа
Отошёл на задний план
 Всем привычный сарафан.

Основу русского народного костюма составляет длинная рубаха, являющаяся  видом как женской, так и мужской одежды.
По конструкции русские рубахи разделялись на цельные, изготавливавшиеся из цельных полотнищ ткани, и составные, которые шили из двух частей. Как правило, верхняя и нижняя части выполнялись из разной ткани. Вятская рубаха составная, прямого покроя, верх — из тонкого льняного холста, ситца, миткаля; низ — из грубого льняного или конопляного холста.
В православной традиции крестильный крестик это оберег души, сокровенное. Его, как сокровище, не выставляли напоказ, прятали от посторонних глаз. Поэтому мужчины носили косоворотку и место крестика дублировали подоплёкой, потому что там душа. Косоворотка обязательно подпоясывалась. Русские вообще все с поясом ходили, есть такое даже выражение «Во, распоясался»
Женский костюм Вятского уезда состоял из рубахи, сарафана, передника, тканого пояса, нижних юбок.
Сарафан представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя боковыми клиновидными вставками; с изнанки продублирован серым холстом (подоплёка). Узкие лямки, обшитые хлопчатобумажной тканью, крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные узкие завязки, поддерживающие грудь.
Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей в технике полотняного переплетения «с перебором». (Перебор — прием в ткачестве, создающий на ткани невысокий рельефный узор из столбиков).
Ткани, при изготовлении которых, использовались не только нити домашнего производства, но и покупные хлопчатобумажные, называли достальными. Из такого полотна шили праздничные скатерти, полотенца, одежду. 
Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. 
По основному  коричневому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми, синими нитями.
Этот вид сарафана известен в Вятской губернии с конца XIX в. Наибольшее распространение он получил в Вятском уезде, где бытовал до 30-х годов XX в. Его появление связано с интенсивным развитием отхожих промыслов и, как следствие, с проникновением в деревню элементов городской культуры.
На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями.
Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
Юбки и мужские рубашки шили из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы.
Мужские штаны назывались портами, шили их из тёмной крашеной ткани, летние - из небелёного льняного холста.

На концерте ли на сцене,
Иль на старом полотне,
В экспозиции музея,
Иль в стихах о старине.
 

Где ни встретится – всё любо,
Праздник сердцу и глазам,
Прелесть русского костюма -
Несравненный сарафан!

Он остался в русском сердце,
Передав из старины
Яркий образ нам в наследство
Русской женской красоты.
 

Информация подготовлена МБУК «Унинский историко-краеведческий музей, 2022 год.

Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса