Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Главная » О музее » Историческая справка » Бабушкин половик - подарок из прошлого.

Бабушкин половик - подарок из прошлого.

  Дата: 24-03-2022, 08:04   

Домотканые половики – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.
История половика неразрывно связана с историей человечества в целом, и в частности – с историей развития Кировской области  и Унинского района.
Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, секреты которых передаются из поколения в поколение. В крестьянских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола (так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к простудным заболеваниям) и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Ткацкий станок в старину на Руси был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. 
Домотканые дорожки особенно  популярны были в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

 Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:

Во-первых, половики-дорожки стелились в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.

Во-вторых, половой коврик, который стелился у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек, переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. 
Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:
Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг.
Не блуждай во тьме, мой друг. 


В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа  - от ведьмы.

 В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу

 
Искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.
В современном мире домотканые половики используются редко, это почти забытый вид рукоделия.
В настоящее время трудно обнаружить ткацкие станки, выполненные из дерева, и осталось мало жителей, которые могут ткать половики-дорожки вручную. Но в  нашем Унинском районе еще есть такие: это Драницына Валентина Николаевна ( с.Сардык), Пыхтеева Лариса Петровна (д.Канахинцы) и Пешкина Ольга Владимировна (пгт.Унии). Так же в Унинском историко-краеведческом музее вы можете увидеть ткацкий стан, половички-кружки, половики-дорожки. 

Один из половиков был подарен музею Пантелеевой Юлией Ивановной, а ткала его Желвакова Екатерина Алексеевна, мать Героя Советского Союза Желвакова Ивана Михайловича.

 

Уникальны русские традиции, неподражаема русская глубинка. Наши традиции – наше богатство. Жаль только, что многое из этих традиций забыто, многое ушло в прошлое.
 

Бесплатно модули и шаблоны DLE Веб-шаблоны премиум класса